Соперничество с собственным «Я»

  Автор:
  Comments Off

Уильям Джеймс
Соперничество с собственным «Я»

Из книги «Беседы с учителями», написанной в начале прошлого
века знаменитым американским психологом и философом.

В последнее время с введением новых методов обучения нередко стали раздаваться голоса, отвергающие соревнование в качестве воспитательного средства; соревнование, говорили многие, не может служить похвальным побуждением к работе.
Я, наоборот, стал бы каждый год записывать успехи, которых он достиг, и сравнивал бы их с успехами последующих лет. Я говорил бы ему: «Ты стал теперь выше на столько-то дюймов, вон там ров, через который ты прыгал; вот тяжесть, которую ты поднимал; вот предел, до которого ты мог добросить камень; вот место, до которого ты мог бежать, не задыхаясь Посмотрим, что ты теперь можешь сделать». Таким образом, я побуждал бы его стремиться дальше, не возбуждая в нем зависти по отношению к другим. В нем проснулось бы тогда желание превзойти самого себя. В таком соперничестве со своим прежним «я» я не вижу ничего дурного.

Бесспорно, соперничество с собственным прежним «я» есть благородная форма соревнования, которая может найти широкое применение. Чувство соперничества лежит в основе всей нашей натуры, и весь социальный прогресс в значительной степени обусловливается именно этим чувством. Но если есть соперничество отвратительное, основанное на жадности, то существует и другой вид его - соперничество благородное и великодушное, и последнее особенно часто встречается у детей. Наслаждение, доставляемое всеми играми, объясняется тем, что их основой является чувство соперничества, а между тем игры служат главным средством для развития в детях справедливости и великодушия.

Может ли учитель отказаться от подобных средств? Следует ли нам действительно желать, чтобы отметки, отличия, награды и другие средства этого рода, побуждающие добиваться признанного превосходства, когда-нибудь были совершенно изгнаны? В качестве психолога я обязан признать глубокое и важное значение соревнования и потому должен сказать, что сомневаюсь.

Умный учитель сумеет извлечь выгоду и из этого инстинкта, как он извлекает ее из других; он воспользуется инстинктом соперничества так, чтобы получить наибольшую пользу и причинить наименьший вред. Ибо, в конце концов, мы должны согласиться со словами одного французского критика, что самой могучей побудительной причиной к действию для нас служит вид того, как действуют другие.

Вид чужого усилия пробуждает и поддерживает нашу собственную силу. Когда человек один пробегает известное расстояние, то собственная воля никогда не будет погонять его так, как погоняет соперничество при беге вместе с другими, особенно если другие следуют за бегущим по пятам и готовы ежеминутно его обогнать. Когда хотят научить рысака более быстрому бегу, тогда вместе с ним пускают скаковую лошадь, чтобы он шел с нею наравне.

Подобно тому, как подражание незаметно переходит в соперничество, так и соперничество постепенно переходит в честолюбие, которое затем тесно связывается с задором и гордостью. Отсюда следует, что эти пять инстинктивных склонностей составляют одну группу тесно переплетающихся факторов, которые нелегко бывает различать при определении многих наших поступков. Если мы захотим назвать всю группу одним общим именем, то наиболее подходящим будет, пожалуй, выражение побуждения честолюбия.

На гордость и задор часто смотрели как на недостойные страсти, которые не следует вызывать в детях. Но в своих высших и наиболее благородных формах эти страсти как в школе, так и в воспитании вообще играют важную роль, а для некоторых натур они служат самыми могущественными побуждениями, заставляющими делать усилие. Задор не надо представлять себе только в его физической форме - в виде любви к дракам. Его можно понимать и как нежелание примириться с мыслью о том, что не можешь преодолеть какие-нибудь трудности. Именно это чувство поддразнивает и подталкивает нас, когда мы слышим рассказ о смелых поступках; оно присуще всякому человеку со смелым и предприимчивым характером.

В последнее время приходится слышать много рассуждений на тему о нежности в воспитании: в детях, говорят нам, надо усердно будить интерес к вещам, а трудности надо постараться для них устранить. Мягкая педагогика заменила собою старый крутой и каменистый путь к учению. Но этой тепловатой атмосфере недостает живительного кислорода напряжения.

Полагать, что каждый шаг в учении может быть интересен, - это бессмыслица. Наоборот, часто надо прямо-таки возбуждать задор. Пробудите в человеке задор и гордость, и он набросится на трудности с той злобой против самого себя, которая является одним из его лучших нравственных свойств.

Победа, одержанная при таких условиях, окажется поворотным пунктом в формировании его характера. Она покажет высший предел его способностей и послужит ему затем образцом для подражания самому себе. Учитель, никогда не возбуждающий в своих учениках задора этого рода, упускает одно из лучших средств, которые находятся в его распоряжении.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Школа лидерства. Путь к успеху.