Рынок парфюмерии быстро развивается

  Автор:
  Comments Off

Рынок парфюмерии быстро развивается
Объем продаж парфюмерии и косметики в России по итогам 2001 года оказался максимальным. Жители страны потратили на покупку парфюма и средств по уходу за кожей и волосами более 4 млрд долл. Большая часть этих денег досталась иностранным производителям.

Рекордные 4 млрд долл. - это на 150 млн долл. больше, чем в 1997 году, который раньше считался самым успешным для отрасли. Такие данные приводит Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА).

Для кого-то эти цифры - повод порассуждать о росте благосостояния. Для парфюмерных зарубежных производителей - сигнал к продолжению экспансии. Если не случится форс-мажора, подобного кризису 1998 года, потребление косметики в стране будет непрерывно расти еще несколько лет.

Сливки с парфюмерно-косметического бума снимают прежде всего иностранные компании. Московская компания Rusbel -"дочка" L'Oreal Group, которой принадлежат брэнды Maybelline, Lancome и Gamier, за прошлый год увеличила продажи в России на 52% - это больше, чем в какой-либо другой стране. Оборот Rusbel составил 87 млн долл.

Российский офис германской Beiersdorf, продвигающей брэнд Nivea, добился еще большего роста. За 2001 год оборот компании в России удвоился, как сообщил нам гендиректор московского представительства Петер Трегер. По нашим оценкам, продажи Beiersdorf в стране достигли 330 млн долл.

Другие лидеры сектора - американские Procter & Gamble (марки Head & Shoulders и Pantene), Unilever (брэнд Timotei) и германская Schwarzkopf & Henkel (марка Schauma) - также говорят о существенном увеличении продаж, хотя и не подтверждают это конкретными цифрами.

Рост продаж крупных российских производителей косметики не столь впечатляющий. К примеру, продажи екатеринбургского концерна "Калина" в 2001 году увеличились на 12 млн долл(около 10%) и составили 127 млн долл. Обороты питерской "Невской косметики" достигли 80 млн долл, а московской фабрики "Свобода" - 65 млн долл в год (в обоих случаях прибавка составила несколько процентов).

Пиррова победа

Плохая примета: после прошлого рекорда продаж, установленного в 1997 году, в стране случился дефолт. Объемы продаж косметических товаров к концу 1998 года сократились до 2,5 млрд долл. В первую очередь тогда пострадала дорогая продукция иностранных компаний.

Тогдашнее падение спроса заставило западные компании искать способы удешевления продукции. Unilever в августе 1999 года снизила цену на шампуни Timotei.

Другие компании предпочли не снижать цены, а поиграть с объемами упаковки. Procter & Gamble, например, начала расфасовку в пакетики-саше минимальной емкости. Компания также заметно сузила ассортимент. "Мы сконцентрировали усилия на косметических продуктах первой необходимости", - вспоминает Андрей Бадер, директор по внешним связям Procter & Gamble.
Удачнее своих конкурентов той ситуацией воспользовалась Schwarzkopf & Henkel. Германская компания наладила выпуск шампуней Schauma в городе Дзержинске Нижегородской области, что позволило ей безболезненно понизить цены. В результате объемы продаж Schauma за 2000 год выросли в три раза.

Российские производители для удержания позиций сосредоточились на продвижении собственных брэндов. Им удалось занять около 40% сектора. Объемы продаж компаний "Свобода", "Невская косметика" и "Калина" в 2000 году выросли по сравнению с 1999-м не менее чем на 100%.

Но произошедший передел косметического сектора в пользу российских компаний оказался временным. Большинство из 170 отечественных производителей сделали ставку на производство дешевой косметической продукции.

Безусловного лидерства в низшем ценовом сегменте добилась московская компания "Свобода". После кризиса 1998 года она не стала создавать новые торговые марки, а просто увеличила производство наиболее известных. Сейчас руководители фабрики пересматривают эту тактику. В прошлом году "Свобода" начала продвигать новую линию средств по уходу за телом "Зеленый чай". В этой же ценовой категории "снимали сливки" уфимская "Чародейка", краснодарский "Сувенир" и более сотни других.

При этом некоторые виды товаров российских компаний так и не смогли соперничать с иностранными. Декоративная косметика и парфюмерия made in Russia, в отличие от средств по уходу за кожей, никогда не могла конкурировать с импортной в нижнем ценовом сегменте. В среднем и высоком сегменте смогли укрепиться единицы - "Калина", "Невская косметика", "Линда", "Грин мама".

Ответ Secret

Пока российские компании торжествовали в низкодоходном секторе, западные компании готовились принимать ответные меры. Многие из них почти вполовину сократили рекламные расходы, уменьшили ассортимент, но не ушли из средней и высшей ценовых категорий. Эта стратегия постепенно начала оправдывать себя.
"С повышением покупательской способности россиян цена на косметику стала играть меньшую роль", - говорит Андрей Бадер, директор по внешним связям Procter & Gamble. Российские компании не смогли удержать полученное после кризиса преимущество.

"В низшей ценовой нише сейчас наблюдается избыточное предложение", - говорит исполнительный директор РПКА Владимир Салев.

"Потребитель переходит на более дорогие марки косметики, - говорит начальник отдела маркетинга "Калины" Дмитрий Крылов. - Это ведет к вытеснению с рынка мелких и локальных производителей".

Западные компании, почувствовав, что инициатива снова переходит к ним, стараются воспользоваться ситуацией. Один из важных признаков серьезного отношения иностранцев к России - продвижение здесь сравнительно новых марок. В середине 1990-х годов новинки поступали в Россию с существенным опозданием.
Так, Schwarzkopf & Henkel в ноябре 2001 года представила в Москве линию средств по уходу за телом Fa Wellness System одновременно с ее презентацией в западноевропейских странах. L'Oreal так же оперативно запускает в нашей стране новые кремы марки Lancome.

"Доля новинок среди косметических средств постоянно растет", - говорит Владимир Салев.
Ведущие игроки ждут от 2002 года роста сектора еще на 500 млн долл - 800 млн долл. Рекорд продаж 2001 года должен быть быстро побит, считают парфюмеры. Лишь бы не было новых экономических потрясений.

Автор: Журнал "Компания" Феликс Верб

Источник: www.intercharm.net

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Школа лидерства. Путь к успеху.