Россиян завалят западной косметикой

  Автор:
  Comments Off

Косметические компании Avon и Oriflame, специализирующиеся на прямых продажах, намерены использовать Россию для укрепления своих позиций в Европе...

Косметические компании Avon и Oriflame, специализирующиеся на прямых продажах, намерены использовать Россию для укрепления своих позиций в Европе.

На российском парфюмерно-косметическом рынке произошел инвестиционный прорыв. Сразу две крупнейшие компании, занимающиеся прямыми продажами, приступили к строительству собственных предприятий в нашей стране. Вчера руководство американской косметической компании Avon Beauty Products Company собрало пресс-конференцию, посвященную закладке первого камня будущего завода. А во вторник аналогичное мероприятие проведет шведская компания Oriflame. По мнению косметических компаний, наличие собственного производства позволит им за 3-4 года довести продажи в стране до 500 млн долларов и укрепить свои позиции на перспективном европейском рынке.

Планируется, что завод Avon под Наро-Фоминском будет запущен уже в середине лета будущего года, а в конце 2005 года начнет работать на полную мощность, выпуская 200 млн единиц продукции в год. Таким образом, российское предприятие Avon станет вторым по величине в Восточной Европе (самый крупный завод находится в Польше). По словам генерального директора Avon Beauty Products Company Джона Ло, инвестиции в проект составят 40 млн долларов. «Спрос на косметическую продукцию в России превышает производственные мощности компании в Восточной Европе, – заметил в своем выступлении на пресс-конференции г-н Ло. – Именно поэтому мы столкнулись с необходимостью обзавестись собственным предприятием в стране. Мы считаем этот проект чрезвычайно перспективным. Он не только позволит укрепить положение на данном локальном рынке, но и позитивно отразится на положении с продажами в целом, так как обороты в России растут быстрее, чем в других регионах».

Действительно, российский парфюмерно-косметический рынок, объем которого в прошлом году достиг 4,5 млрд долларов, признан одним из самых динамично развивающихся. Если в Европе рост продаж не превышает 6% в год, то в России этот показатель значительно выше – около 15%. «Интерес инвесторов к нашей стране объясняется не только хорошей динамикой роста спроса, но и высоким потенциалом отечественного косметического рынка. Если в стране будут сохраняться стабильная ситуация и нынешние темпы роста потребительского спроса, то существует реальная возможность в течение нескольких лет приблизиться к потенциальной емкости рынка. Мы оцениваем ее в 15 млрд долларов, – заявил RBC daily исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Владимир Салев.

О собственном производстве в России косметические компании задумывались еще до кризиса, но экономические пертурбации заставили их отложить свои планы на более далекую перспективу. Этот год стал настоящим прорывом. На будущей неделе еще одна косметическая компания, занимающаяся прямыми продажами, – Oriflame начнет строительство завода под Красногорском. Инвестиции в проект несколько скромнее, чем у Avon: шведы намерены вложить в российское производство 30 млн долларов. Неудивительно, что сразу две компании, занимающиеся прямыми продажами, стали пионерами в освоении российских просторов. Прямые продажи занимают всего 7% парфюмерно-косметического рынка России, но рост оборотов в этом секторе значительно превышает средние показатели. Так, по словам заместителя генерального директора Oriflame Cosmetics Сергея Канашина, ежегодно продажи возрастают более чем на 50%.

Несмотря на то что Avon старше и значительно крупнее в мировом масштабе, чем Oriflame, их положение на российском рынке практически одинаково. Так, в прошлом году объем продаж американской компании в целом составил 6,1 млрд долларов, а шведской – 626 млн долларов. В России компания Avon реализовала своей продукции на 142 млн долларов. Руководство Oriflame не раскрывает свои показатели, но, по оценке Ассоциации прямых продаж, обороты компании в стране приближаются к уровню 100 млн долларов в год. Потребительские предпочтения россиян достаточно равномерно распределяются между продуктами обеих компаний. Так, по данным исследовательской компании «Комкон», Avon является лидером: 42,3% самой активной потребительской аудитории (столичные жители со средним уровнем дохода) отдают предпочтение этой марке. Oriflame занимает 3-е место, но уступает конкуренту всего 8,1%.

Наличие собственных производств увеличит предложение компаний и, соответственно, конкуренцию за отечественного потребителя. Как уже было сказано, американцы планируют запустить производство в середине будущего года, шведы – зимой – весной 2005 года. Поэтому, на стороне Avon будет выступать фактор времени. Еще одним аргументом в конкурентной борьбе может стать увеличение рекламных бюджетов. На пресс-конференции Джон Ло подтвердил, что если продажи будут увеличиваться такими же темпами, то компания неизбежно увеличит расходы на промоушн. А вот разыграть ценовой фактор вряд ли удастся. Хотя руководство Avon утверждает, что компания намерена использовать большое количество местного сырья, вряд ли в этом вопросе удастся пойти дальше деклараций. В России практически не производится качественных субстанций для косметической промышленности, и даже отечественные производители львиную долю сырья завозят из-за рубежа. «Принципиального снижения цен не будет, – подтверждает Сергей Канашин. – Сырье мы намереваемся поставлять из-за рубежа. Конечно, из-за упрощения логистики и снижения транспортных издержек можно ожидать небольшой экономии. Но сомнительно, что она будет столь значительна, чтобы отразиться на потребительских ценах».

Логичней предположить, что снижение собственных издержек и близость крупных, перспективных рынков компании используют в своих целях. Продукция российских предприятий будет реализовываться не только в России, но и в странах СНГ. В качестве наиболее интересных и Avon, и Oriflame называют рынки Украины и Казахстана, которые входят в Таможенный союз. Следовательно, поставлять продукцию туда значительно выгоднее из России, чем из Польши. Если для американской компании российский проект можно охарактеризовать как перспективный, то для шведов он стратегически важен. Объясняется это тем, что у Avon есть рынок США и хорошие позиции в латиноамериканских странах. На европейские страны приходится только 8,3% продаж. Шведская компания основную часть – 39% – реализует в Европе. Поэтому если американцы намерены расширить свое влияние за счет дополнительных регионов, то Oriflame важно удержать и укрепить позиции на своем основном рынке.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Школа лидерства. Путь к успеху.